Медвяна топящая
Ну же, пролейся, благословенный дождь!
Плавится полночь,
зноем течёт с небес.
Вслед за огнями я покидаю дом —
ждёт - не дождётся дальний запретный лес.
Даже не думай, сон позабыв, следить.
Стукнут негромко ставни, прикрыв окно,
поверху пальцы споро завяжут нить,
переплетая с вербой и бузиной.
Нет, не неволю.
Но чужаку нельзя
видеть и слышать то, как в густой траве,
между тенями древних стволов скользя,
дочери Медб (1) нагими танцуют смерть.
Пятки босые мерно чеканят ритм,
песня свирелей вторит не в унисон.
Дымом костра сквозняк на губах острит,
им затуманен разум —
и унесён.
Тяжесть Кернунна (2),
кровь на его рогах,
Эзуса хохот (3),
блики на топоре —
похотью Литы (4) ведьму не испугать.
Соком омелы Огма (5) отпустит грех.
Только минуту папоротник цветёт —
сыплется семя,
мстительно жжёт ладонь.
Спину кустарник сотней ветвей - кнутов
хлещет нещадно: «эй, уходи, не тронь!»
Дома. С добычей. Иссохшему полю дань
пусть оправдает
раны,
измену,
ложь…
Болью от века платят за щедрый дар.
Всё для тебя ли, благословенный дождь?
Благословенный дождь
Автор: Дана_Верис
(1) дочери Медб - Медб. Богиня верховной власти, олицетворение земли, воинственная божественная королева Коннахта (Королевство в западной Ирландии), одна из центральных фигур ирландской мифологии.
Союз с богиней часто символизируется угощением напитком, и имя богини Medb (Медв) означает «медвяная», «опьяняющая», то есть та, кто даёт пьянящий медовый напиток. Вероятно, имя богини связано с ритуальным подношением медового напитка будущему королю, вступлением в брачный союз с подносившей ему мёд королевой - богиней. Также имя может происходить от древне-кельтского medwa («правитель»).
Один из уладских воинов по имени Кетерн так описывал Медб - «Приблизилась ко мне прекрасная женщина с бледным нежным лицом и продолговатыми щеками. У неё были светлые волосы и две золотые птицы на плече. На ней был тёмно-пурпурный плащ с капюшоном. На спине у неё золотая вышивка в пять кулаков шириной. В руке у неё был острый дротик. Длинный железный меч с острой рукоятью у неё. Высока была она. Первая ко мне приблизилась и ранила меня».
Символом Медб является белка, изображённая вместе с птицей.
(2) Тяжесть Кернунна - Кернунн (галльск.-лат. Cernunnos, что принято переводить как «Рогатый Бог».
На одном из барельефов «Столпа корабельщиков» (*.), поставленном в Лютеции товариществом корабельщиков из общины паризиев (одно из кельтских племён), выбито божество с двумя рогами, надетыми на них гривнами и надписью (C)ernunnos — «Кернунн». Принимая во внимание фонетико-семантические характеристики лат. torquēs/torquis — «гривна, торк» и галльск. carnon, др.-ирл. corn, лат. cornū(m) — «рог», можно полагать, что надпись Trigaranus («Божественно Избранный, Избраннейший»).
(*) На одном из барельефов «Столпа корабельщиков» - Столп лодочников - монументальная римская колонна, воздвигнутая в Лютеции в честь Юпитера гильдией лодочников в 1 веке н. э. Это старейший памятник в Париже и одно из самых ранних произведений изобразительного галло-римского искусства, на котором имеется письменная надпись.
(3) Эзуса хохот - Эзус. Эзус или Езус или Йезус(галис. Esus, «господин» или «хозяин») — бог сражений и битв. "Гневный", по выражению упоминавшего о нем римского поэта первого столетия нашей эры Лукана, этот кельтский бог требовал жертвоприношений, особенно человечеких жертв, непременно повешенных на дереве.
(4) похотью Литы - Лита с англосаксонского наречия переводится как «самый длинный день в году». У кельтских народов Британии само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы сходны с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния.
(5) Соком омелы Огма - Ирландское воплощение галльского Огмия (Огмиоса).
Огма считался покровителем литературы и ораторского искусства, ему приписывали создание языческого письма, возникшего в IV веке н. э. и называемого огамическим письмом.
В связи с этим известен его эпитет «Кермэйт» (медоустый). Огма считался сильнейшим мужем среди Племён богини Дану и обладал весьма красивой наружностью, откуда проистекают его титулы «Тренфер» (силач) и «Граинайнех» (солнцеликий). Кроме огромной физической силы обладал провидческим даром и поэтическим мастерством.
Характеристика его как бога-связывателя находит подтверждение в сюжете «Похищения быка из Куальнге», когда Кухулин (главный ирландский герой), желая задержать вражескую армию, скрутил узлом дерево и начертал на нём огамические символы.
Из хроники «Второй битвы при Маг-Туиред» известно о гибели Огмы от рук демонов-фоморов (**).
В сказаниях он нередко демонстрирует свою силу в боях, но и в мирное время не растрачивает силы попусту, а заготавливает для одноплеменников дрова.
(**) от рук демонов-фоморов - Фоморы. Мифические существа, представляющие в ирландской мифологии демонические, тёмные силы хаоса, с которыми постоянно приходилось сражаться древним жителям Ирландии.
Считается, что они вели свое происхождение от богини Домну, чьё имя означает «пропасть», «морская бездна» или «морское дно». Их король, Индех, считался её сыном, и поэтому все они именовались «богами Домну».
Отредактировано КАтюша (2023-12-15 13:26:19)