Я возвращаю вам портрет (©)
Как там у Голсуорси — Джун (*):
,,Характер плюс копна волос".
Я глупо улыбнусь про ум,
Но яд и талия от ос.
Без зависти, так создал Бог
И выдал не один талант.
Всё отработать — кто б помог?
Другим пусть будут приз и бант.
Мой портрет
Автор: Светлана Владимировна Чуйкова
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) Как там у Голсуорси — Джун - Джун — персонаж из «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси. Это девятнадцатилетняя порывистая девушка, которая первая бунтует против форсайтской приземлённости. Сюжетная арка героини представляет собой классическую историю взросления — остро - счастливые минуты юности, предательство и преодоление обид. Молодой архитектор, с которым помолвлена девушка, сначала становится любовником её близкой подруги, а затем трагически погибает. Джун так и не найдёт кого-то, кто мог бы восполнить потерю. Однако, в сравнении с многими персонажами «Саги», пребывающими в фешенебельном ничегонеделании, Джун не стесняется жить полной жизнью и отдавать другим нерастраченные ресурсы души. В её послужном списке волонтёрство (в качестве сестры милосердия) на Англо - Бурской войне, меценатство, собственная картинная галерея.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.. Лежа на сене в телячьем вагоне я читал «Двух капитанов» Каверина. Вагон качало и несло сквозь украинскую ночь на юг, юг, юг... Огонёк свечи трепало сквозняком, а мне было девятнадцать лет. Я тогда Родину защищал и читал Каверина наверно потому, что его роман – это как воплощенная мечта. Разве мог я не любить Советскую Родину, если у меня перед глазами были такие герои! Вот тогда меня и в партию приняли, тоже в вагоне эшелона...
Как часто меня пытались обвинить в карьеризме за мой партбилет... Но я остался тем, кем был, хотя более чем на десять лет мой патриотизм поместили в ломбард... А теперь я как ходячий музей патриотизма, вот только посетителей маловато.
Пусть слюнотворцы что угодно шепелявят, но в ХХ веке не было ничего более выдающегося, чем социалистический реализм в литературе и искусстве.
Небоскрёбы хороши для того, чтобы с них падать. Московские высотки хороши ещё и тем, что в них можно не только жить, но и любоваться ими. Здание Московского университета строил великий француз ле Корбюзье, пусть даже некоторые и думают, будто это Сталин всё построил. Американцы, надо полагать, так и думают – им не обязательно знать кто такой Корбюзье.
А я, какое отношение имею к соцреализму? Да самое прямое. В основе искусства соцреализма лежит академический рисунок. Способность автора не быть идиотом, в общем, и определяет характер и степень деформации автором изображения. А к андеграунду я вообще никакого отношения не имею, разве что чисто номинально. Или в советском искусстве модернизм так уж и не ночевал?
Поэт Маяковский, художник Моисеенко, архитектор Гегелло... В поэзии советского периода даже Есенина можно причислить к модернистам, а Заболоцкий? Не надо считать нас (русских) дураками, господа. И в позапрошлом – начале прошлого века ничто в мире рядом не стояло с передвижниками, хотя Ван-Гог конечно гений. Но вот кто мне сейчас ответит – что за художник Отто Миллер? Ну, Макса Пехштейна может быть, и вспомнят... нет, едва ли…
В загадочной улыбке Джоконды ничего загадочного не было, и нет – это всего лишь плод больного воображения людей, которым хотелось что-то сказать о том, в чём они ничего не понимают. Тоже и с «глазами» у Глазунова. Псевдоавторитетное мнение удобно тем, что его легко преподнести как своё. Есть, правда, авторитетные мнения, но вот беда – читать Нельсона, Гропиуса, Арнхейма или, скажем, Грабаря душевнобольным противопоказано, у них от этого уши начинают шевелиться.
Осень сама отделяет злаки от плевел твоей жизни. Но если ты тяжело болен, то это может быть и надолго, ну а дурак, как говорится, – это уже навсегда. Мне больше по сердцу люди простые и открытые, ведь присутствие хитрости, «второго ума», чаше всего свидетельствует об отсутствие ума первого – незамутненного человеческого разума. Бытовые условия деформируют сознание человека. Монастырь – это изменение самих условий быта, а не бегство от мира, в монастыре можно обрести мир в ещё большей его полноте. Даже люди далёкие от Бога тянутся к святым местам. Поэтому не следует всех подряд причислять к глупцам. Совсем глупых также немного, как и людей одарённых.
Литература и искусство никак не влияют на состояние мира – их задача придание формы некой сущности, которая и так существует в природе.
Отрицательным влиянием обладает как раз псевдокультура, её присутствие, в общем-то гармоничном, организованном мире вносит не только диссонанс в этот мир, но и деформирует устойчивые связи, нарушает его гармонию. Так же, как и лживая политика или ложная философия. Восточная философия Китая, Индии, стран Юго-Востока не входят в противоречие с миром их породившим, но для всех остальных это неминуемая смерть. Если мы сегодня начнём исповедовать взгляды людоедов, то завтра начнём не только убивать себе подобных, но и поедать их.
В нехорошее советское время «творческая интеллигенция» как-то общалась друг с другом, да ещё как как-то! Теперь почти никак. Очень просто – не стало халявной жратвы, и переползла она поближе к халяве. Включи телевизор и увидишь, все они там. Или около «там».
Игры, в том числе и компьютерные, сами по себе могут быть и не привлекательными, а привлекают играющих рекорды.
Так и в жизни человеку мало простого достатка, его всегда влечет излишество. Не излишество, а стремление к нему уродует сердце и душу как игрока азарт, и рано или поздно – убивает.
Пьянство почти всегда приводит к пресыщению, а затем и к смерти. Но можно умереть и от обжорства, и от вожделения. Злоба – это вожделение зла, вот только от доброты не умирают.
Постящийся сознательно ограничивает свои потребности и тем очищает душу. Как чрезмерный, так и безрадостный, без искреннего стремления к чистоте пост может быть вреден. Пост не обязанность, а праздник.
Поэтому христиане и поздравляют друг друга с постом. Видимо нельзя приступать к посту, если ты болен или душа твоя больна. Но среди здоровых, в первую очередь духовно, людей – от хлеба и воды ещё никто не умирал.
Я возвращаю Ваш портрет... (Отрывок)
Автор: Олег Павловский
Отредактировано ОЛЛИ (2024-10-11 09:43:06)