Сетевой педофил с запасом проводов в 9 м. 56 с.
Вот он — тайник, из него дуло чёрное
Вытащил, вытер, проверил затвор
Ткнул пулемётом в стекло закопчённое
В морды кварталов, грызущих простор.
Гул голосов снизу нервною лапою
Сгрёб суету в роковые тиски.
Скучно вам, серые? Сейчас я накапаю
Правду на смирные ваши мозги.
Тра-та-та-та-та!
Тра-та-та-та-та!
Замер народ перерезанный полями
Дёрнулся, охнул, распался на визг
Моя психоделическая какофония
Взорвала середину, право-лево, верх-низ.
Жрите бесплатно, царёчки природы,
Мысли, идеи, вся то, чем я жил.
Рвите беззубыми ртами свободу,
Вонзившуюся вам между жил.
Тра-та-та-та-та!
Тра-та-та-та-та!
Люди опомнились, опрокурорились
Влезли на крышу, — Вяжи подлеца!
— Я ж холостыми, — харкая кровью,
Он выл на допросах, еле дыша.
— Ради любви к вам пошел я на муки,
Вы же святыни свои растеряли!
— Нечего, падла, народ баламутить!
Взяли и вправду его… Тра-та-та!
Тра-та-та-та-та!
Тра-та-та-та-та!
Музыкальная композиция «Террорист» (Отрывок)
Гр. «ДДТ»
А что будет, подумал Кеша, если взять и кивнуть? Но рисковать не хотелось. С террористами, даже мёртвыми, не шутят – они люди серьёзные. Кеша сказал:
– Не очень.
– Я так и предполагал, – ответил Караев. – Я объясню тебе, как избавиться от этого соседства. Но сперва я хочу рассказать тебе, самому близкому мне – так уж вышло – человеку, свою историю.
Глянув на опции, Кеша снова сделал несложный выбор:
– Мне будет крайне интересно.
Караев кивнул, словно ни секунды в этом не сомневался.
– Моё настоящее имя – Семён Паламарчук. Бату Караев – просто творческий псевдоним. Когда - то давно я работал офицером - программистом Датапола (1) и дослужился до старшего инспектора отдела борьбы с преступлениями против Символического Детства. Мы ловили сетевых педофилов. Как ты понимаешь, мы боролись с мыслепреступлениями, потому что других в этой области уже много лет не бывает. Сегодняшний развратник при всем желании не дотянется до инкубаторов и боксов, где подрастает заря человечества. Мы ловили преступных растлителей собственной мысли, пытавшихся придать ей некоторую внешнюю оформленность и оплотнённость… Понимаешь, о чём я?
Караев ухмыльнулся, и Кеша почувствовал, что его лицо и щёки набухают горячей кровью.
– Более - менее, – ответил он, покосившись на окошко опций.
– Я работал винтиком системы, Ке. Как часто случается с людьми в юности, я был идеалистом – и верил, что помогаю обществу оставаться здоровым. Хотя, имея доступ к данным широкополосного сканирования, было очень трудно поверить в его здоровье. Складывалось впечатление, что оно сплошь состоит из патологических извращенцев, только кое - как соблюдающих внешние приличия… И мы не стали такими в последние годы, Ке, мы были такими всегда. Ты не веришь?
В этот раз обе опции были отрицательные.
– Нет, – ответил Кеша.
– А зря. Я работал в архивах Датапола и знаю, о чём говорю. Ещё в начале двадцать первого века Датапол – он тогда назывался по - другому, но не в этом суть, – в первый раз составил полную базу всех секс - девиантов (2). Технология онлайн - наблюдения тогда делала свои первые шаги. В её основе в те дни лежал простой, но мудрый принцип. Ты будешь смеяться, Ке, но каждый профессионал знает, что вы, извращенцы, реагируете не столько на картинку, сколько на подпись под ней…
Кеша проглотил это «вы, извращенцы» безропотно. Роптать не имело смысла по многим причинам.
– На картинке может быть пожилая негритянка, режущая арбуз, а подпись будет «тинэйджеры, пойманные в ванной» – и клиент всё равно кликнет по ссылке. Человеческий мозг так прошит, что словесный уровень кодировки преодолевает визуальный. Сотни лет люди кричат, что мы живём в царстве визуальных образов. Это, конечно, так – но классифицировать визуальное многообразие можно только с помощью слов. Поэтому уже в двадцать первом веке главные порносайты мира были просто филиалами Датапола. Порноролики, возможно, снимались искренними энтузиастами, но их названия придумывали офицеры полиции по специальному алгоритму, позволявшему составить, так сказать, подробное меню всех возможных девиаций. И по первому же щелчку мыши эти диагнозы навсегда застревали в личной метадате…(3) Я тебя не утомил?
Из двух опций Кеша выбрал «нет, ничуть», потому что «ни капельки» показалось ему чересчур сексуальной формой ответа.
– Уже в те годы офицер спецслужб мог увидеть подробное секс - досье на любого гражданина, имеющего привязанные к личным аккаунтам девайсы – а все девайсы, Ке, засвечивались после первого же использования кредитной карточки или электронной почты…
Мало того, на гаджетах уже тогда стояла дистанционно управляемая камера, а потребители свято верили, что она работает только тогда, когда рядом горит махонькая зелёная лампочка, хе - хе - хе… И каждый почему - то считал себя обязанным носить в кармане так называемый смартфон – микрофон и глаз сразу нескольких спецслужб. Это было, как людям объясняли в медиа, современно и престижно… Тебе, впрочем, все это не интересно… Караев, видимо, хотел, чтобы Кеша ему возразил – под его креслом появились опции ответной реплики. Из «почему, интересно» и «отчего, мне очень интересно» Кеша выбрал второй вариант, но Караев неумолимо покачал головой.
– Нет времени, – сказал он. – С тех пор технологии наблюдения стали неизмеримо совершеннее. А после появления внутримозговых подключений говорить о каком - то сопротивлении сканированию просто смешно. Тебе не понять этого олимпийского всемогущества, этого божественного всеведения, с которым смотрит в ваши души любой офицер спецслужб с полным допуском… Чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше узнаем про мир, в котором живём. Но я был уверен, Ке, что мои глаза открылись ещё до того, как мне дали высший допуск. Я думал, что понял главную тайну сам.
Кеша покосился на опции и выбрал верхнюю.
– Какую именно? – спросил он.
– Слушай внимательно. Тебе известно, что можно расшэрить (4) любую мысль. Но для этого ты должен подумать ее совершенно особым образом. Как бы проговорить про себя. Ты должен довести её до определённого градуса интенсивности, сделать её медленной и про артикулированной (5). Остальная территория твоей внутренней жизни – теневая зона, куда система ещё не научилась до конца залазить. Это тот последний уголок, где мы можем побыть тем, что мы есть на самом деле. Но только очень недолго, легонько и тайком. Там нас никто не видит. Так, во всяком случае, полагают люди. И точно так же считал когда - то я.
Кеша почувствовал лёгкую тошноту. Ему было страшно от того, куда сворачивает разговор.
– Теперь подумай вот о чём, – продолжал Караев. – Каждый день через тебя прокачивают контекстную рекламу. Иногда несколько раз в час. Это происходит всегда одинаково. Ты о чём - то размышляешь, у тебя возникает случайная мысль, какая - нибудь быстрая и беглая ассоциация – и система тут же ставит тебе рекламный ролик по мотивам того, что крутится у тебя в голове. Мило и ненавязчиво, да?
В опциях появилось разнообразие – «да» и «кивнуть». Кеша кивнул.
– Ты не задумывался, каким образом система выбирает поп - апы? (6) Ты ведь не шэришь ту мысль, на которую вешают рекламу. Ты не всегда даже успеваешь внятно продумать её до конца.
Кеша знал, что это правда. Его собственный опыт – хотя бы с шампанским – подтверждал это каждую неделю. Но он почему - то не придавал происходящему значения.
Кеша кивнул, хотя никаких диалоговых опций не выскочило.
– Когда я понял это, – продолжал Караев, – мне стало ясно, что происходит одно из двух. Либо система может читать все наши мысли без исключения, и для нас не оставлено даже узкой полоски тени, где мы можем быть сами собой. Либо… Либо она заранее знает, что именно мы подумаем.
– Да, – сказал Кеша. – Точно.
Он понял, что говорит с трупом, как с живым. Впрочем, это было неважно. Караев всё равно не слышал.
– Первый вариант я отбросил сразу, – продолжал Караев. – Наши самые лёгкие и быстрые мысли в принципе не могут быть считаны и з- за своей неоформленности. Они не поддаются чёткой локализации. Понимаешь почему?
Слово «локализация» в этом контексте наверняка означало не перевод на русский, а что - то специальное. Кеша пожал плечами.
– Ментальные объекты вообще не существуют в том виде, в каком вспоминаются нам, когда мы стараемся их вернуть. Когда мы думаем, мы как бы пытаемся вспомнить некую мысль, которой на самом деле ещё не было. В этом природа творчества. Мы откуда - то знаем эхо звука, который хотим услышать. А система может считать только действительно прозвучавший звук. И лишь тогда, когда он был достаточно громким и долгим. Поверь мне на слово – просветить тебя насквозь цукербрины (7) не могут. И вряд ли когда - нибудь смогут. Пока ты не делаешь себя прозрачным, в тебе нет ничего, что можно было бы увидеть.
Это звучало очень обнадеживающе. Кеша выбрал опцию «кивнуть».
– Итак, – продолжал Караев, – остался второй вариант. Система никогда не ошибается с контекстной рекламой, поскольку знает заранее, что мы подумаем. Я долго размышлял, как такое может быть. И, перебрав все возможности, понял. Караев нагнулся к Кеше, и его глаза оказались совсем рядом – гораздо ближе, чем это предполагало физическое движение.
– Ты полагаешь, что система читает мысли, а потом вставляет между ними контекстную рекламу? – прошептал он. – Чёрта с два! Ей не надо ничего читать. Мы думаем мысли, в которые вставляют рекламу, потому что нас заставляют их думать. Их заметают в наши головы вот этой вот поганой метлой… Караев выставил вперед свою клешню, и Кеша второй раз за день увидел легчайшую серебристую метёлочку. В грубых красных пальцах Караева мозговой имплант фейстопа (8) казался особенно нежным и невесомым.
– Мы с рождения подключены к информационному потоку, который промывает наши мозги с таким напором, что там не способна появиться ни одна случайная мысль. Системе незачем читать мысли. Ей гораздо проще прокачать через твою голову мысль, которую ты примешь за свою – а потом, как бы в ответ на неё, прокачать рекламу, удивляющую своей уместностью.
Если цукербрины рекламируют картофельное пюре, они сначала заставят тебя подумать о чём - то круглом. Потом прокачают мысль, что это похоже на картошку. А затем уже включат рекламу пюре… Понял?
Караев откинулся назад и некоторое время внимательно изучал Кешу – так долго, что тот даже почувствовал себя неловко. Впрочем, чувство прошло, когда Кеша вспомнил, что Караев вообще уже никуда не смотрит. Но актером покойный террорист был неплохим – для Кеши он успел превратиться в живого собеседника.
Кеша посмотрел на опции. Там было «кивнуть» и «промолчать». Он выбрал второй вариант.
– Но это ещё не самое страшное, – продолжал Караев. – Гораздо серьёзней другое. Когда ты принимаешь решение съесть сто грамм картофельного пюре, это тоже не твоё решение. Его вколачивают в тебя точно так же, как мысли с контекстной рекламой. Мало того, когда ты, например, злишься, что тебя заставляют платить за случайный кивок, это тоже прокачка. Понимаешь? Вся твоя внутренняя жизнь – такая прокачка. Вся. Это просто длинная программная петля, прокручиваемая системой в твоём сознании.
Караев опять показал Кеше имплант.
– Все твои скрытые пороки, все твои стыдные тёмные пятна, и даже твоя затаённая ненависть к системе – тоже часть прокачиваемого контента. Нас всех давно подменили. А мы этого не заметили. Знаешь почему?
– Почему? – послушно спросил Кеша, покосившись на опции.
– Именно потому, – ответил Караев, – что тех нас, кто мог это заметить, подменили.
Я сказал, система показывает тебе кино – но это неправда. Она показывает его не тебе, а вообще непонятно кому. Ты сам, Ке, и есть кино. Твоя любимая Ксю Баба любит повторять индусскую мантру «ты есть то». Чистая правда, Ке. Ты есть то, что прокачивают сквозь тебя цукербрины. И никакого другого тебя нет. Это реальность нашей жизни. Её единственная реальность! Я был уверен, что понял всё сам – ещё до того, как система дала мне допуск. Только потом до меня дошёл весь сарказм ситуации. Само понимание, которое я считал своим тайным прозрением, и было допуском! Допуском, просто закачанным мне в башку по проводам…
из двенадцатого романа Виктора Пелевина - «Любовь к трём цукербринам»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(1) Когда - то давно я работал офицером - программистом Датапола - Отсылка. Datapole — французское программное обеспечение, которое преобразует исходные данные в быстрое и надёжное принятие решений, близких к реальным потребностям организации.
(2) полную базу всех секс - девиантов - Девианты — это люди, поведение которых отклоняется от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение может быть как негативным, так и позитивным. Примеры девиантного поведения: преступность, наркомания, проституция, самоубийство.
(3) диагнозы навсегда застревали в личной метадате - Метаданные (Metadata). Метаданные — это средство классификации, упорядочивания и характеристики данных, или, говоря простыми словами, — «данные о данных». Они несут информацию о типе, структуре, происхождении, свойствах, авторе, владельце, месте и времени создания и другие сведения, которые необходимы для управления основными и справочными данными компании.
(4) можно расшэрить любую мысль - От английского глагола share , что переводим как "поделиться, делиться". Пример: Я написал статью, расшерь её, кому сможешь.
(5) сделать её (мысль) медленной и про артикулированной - Артикулировать. Ясно, чётко, недвусмысленно формулировать что - либо.
(6) каким образом система выбирает поп - апы? - Всплывающее окно (pop-up) — это элемент интерфейса, который появляется на сайте по определённому триггеру. Окна вызываются на основе поведения и действий пользователя:
заход на сайт или конкретную страницу;
прокрутка страницы на определённую глубину;
клик на иконку, например, для заявки на обратный звонок;
бездействие на странице;
попытка покинуть сайт и др..
(7) просветить тебя насквозь цукербрины не могут - Цукербрины» — это термин, образованный из имён двух гигантов современной веб-индустрии — Сергея Брина и Марка Цукерберга. Он встречается в романе Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам», опубликованном в 2014 году.
(8) мозговой имплант фейстопа - «Фейстоп» — это небольшая площадь в романе Виктора Пелевина «Любовь к трём Цукербринам». На этой площади располагаются «Иконы Программ» (аналогия с иконками рабочего стола), которые главный герой Кеша может запускать и получать от них информацию.